Минсельхоз Казахстана допустил миллиардные нарушения в «Агробизнесе 2020».

Счетный комитет Казахстана продолжает идти по следам деятельности Асылжана Мамытбекова на посту министра сельского хозяйства.  Очередное заседание в четверг, 24 ноября, было посвящено провалу в исполнении программы «Агробизнес 2020». Выяснилось, что запланированные документом мероприятия не выполнялись, а миллиарды тенге тратились нецелевым образом.
В сентябре нынешнего года Глава государства поручил нынешнему министру сельского хозяйства РК Аскару Мырзахметову разработать новую стратегию развития аграрного сектора страны. В начале ноября концепция госпрограммы развития АПК на 2017 —  2021 годы была презентована.
У многих возник вопроса — зачем? Ведь с помпой стартовавший в 2013 году «Агробизнес 2020» еще далек от финала. Что ж, выводы Счетного комитета по итогам государственного аудита первого этапа (2013-2015 годы) программы дают однозначный ответ на этот вопрос: за три года в рамках «Агробизнеса» было сделано так мало и так плохо, что проще начать заново, чем пытаться переделать изначально нежизнеспособное творение прежней команды Минсельхоза.
А именно: Счетный комитет установил, что свыше 74% показателей результатов Программы не достигнуты, более 49% мероприятий не исполнены, либо исполнены частично.

Точки провала

субсидииВ чем именно провалилось аграрное ведомство? В самом главном! В том, чего все пять лет пребывания Асылжана Мамытбекова в министерском кресле просили рядовые крестьяне: доступные кредиты, лизинг техники и оборудования, субсидирование затрат. Так вот, не были достигнуты более половины индикаторов  по увеличению объема государственной поддержки субъектов АПК. Зададим наивный вопрос: а почему? Деньги ведь в отрасль вливались огромные. Ответ известен, он кроется в политике предыдущего министра сельского хозяйства РК по накачиванию бюджетными деньгами неэффективных агрохолдингов-гигантов. Президент РК 1 сентября на совместном заседании палат парламента неоднозначно высказался по этому поводу.
— Каждый год в аграрный сектор вливаются огромные средства, которые не всегда окупаются и возвращаются. Ком долгов растет у этих компаний. Можно было бы давно обанкротить. Мы этого не делаем, откладываем долги, они растут. Когда-нибудь этот пузырь лопнет, — отметил Елбасы.
Иллюстрация этих слов содержится в презентации концепции новой госпрограммы развития АПК РК: в 2015 через холдинг «КазАгро» (управляющий всеми вливаниями в сельхозотрасль)  было выдано 203 млрд. тенге 15 тысячам заемщиков. При этом, 50% финансовых средств ушли в пользу лишь 1% заемщиков. Этот «золотой процент» — те самые холдинги, которые вместо эффективной работы просто обрастали долгами.
Также провальной (не достижение более половины целевых индикаторов) Счетным комитетом признана работа МСХ РК по привлечению в отрасль инвестиций — негосударственных кредитных средств.
При этом, как обнаружил Счетный комитет, в «Агробизнесе 2020» в принципе не было никаких целевых индикаторов по повышению уровня импортозамещения продовольствия и увеличению экспортного потенциала отечественной продукции! А раз не было индикаторов, то никаких мер в этом направлении МСХ РК вообще не предпринимал. А ведь на сегодня эти два направления признаны приоритетными, и на них строится вся концепция новой госпрограммы.

Мутные финансы

етсПричин не достижения индикаторов Счетный комитет назвал несколько. Все их можно объединить ёмким понятием «бардак»: некачественное планирование, слабое информационное и консультационное сопровождение, наличие противоречий и пробелов в нормативных и правовых актах, искусственная усложненность используемых процедур субсидирования. Спрашивается: зачем Минсельхозу было создавать такое болото? По глупости и некомпетентности? Да нет же. Ответ стар как мир: в мутной воде чиновникам  всегда проще ловить рыбку. Не случайно Минсельхоз РК в последние годы стабильно занимал лидирующие позиции в рейтинге коррумпированности. И недавний скандал с попавшимся на взятке главой Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК Сакташем Хасеновым пример тому.
Самое время перейти к подсчету денег, которые послужили совсем не благу крестьян.
В ходе госаудита было установлено, что при планировании бюджетных расходов на реализацию мероприятий программы «Агробизнес 2020» на 2013-2015 годы не была обеспечена полнота и достоверность расчетов на общую сумму 28,8 млрд. тенге.
Несмотря на то, что в 2014-2015 годах на проведение диагностических ветеринарных мероприятий израсходовано 18,6 млрд. тенге, ежегодный рост очагов острых и хронических инфекционных заболеваний домашних животных сохраняется. Вместе с тем, бюджетные расходы на компенсацию ущерба субъектам АПК в связи с уничтожением больных животных за 2013-2015 годы составили 3 млрд. тенге.
Построенные без учета потребности вторые этажи 75 районных ветлабораторий площадью 19,6 тыс. квадратных метров на сумму 4,4 млрд. тенге не используются. Начатое в 2011-2012 годах строительство 12 лабораторий в Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях с затратами 900 млн. тенге прекращено. Вопрос дальнейшего использования в регионах 89 пустующих зданий лабораторий общей стоимостью 400 млн. тенге не решен.
При этом в 2014-2015 годах 9,6 млрд. тенге, выделенные на субсидирование стоимости удобрений, развитие семеноводства, а также материально-техническое оснащение государственных ветеринарных организаций, были перераспределены местными исполнительными органами на иные цели.
В целом, по итогам государственного аудита исполнения программы «Агробизнес 2020» в 2013 — 2015 годах Счетным комитетом выявлены финансовые нарушения на общую сумму 21,5 млрд. тенге, неэффективно использованные бюджетные средства и активы — на 53 млрд. тенге.

Программный ущерб

дождиЧем для сельского хозяйства обернулась такая вот «успешная» господдержка? Счетный комитет перечислил несколько выявленных слабых мест отрасли:
охват страхованием в растениеводстве ежегодно снижается. В жестких казахстанских природно-климатических условиях отсутствие страховки оставляет аграриев один на один с природой и рано или поздно приводит к потерям;
— химическая обработка почвы против болезней зерновых культур осуществляется лишь на 30-40% пашни, в результате зараженность территорий остается на высоком уровне. Оно и понятно: почти вся агрохимия сейчас в Казахстан импортируется. Цены на нее высоки, и в отсутствие ощутимой господдержки позволить себе обработку могут далеко не все. Это ведет к тому, что Казахстан теряет от сорняков и вредителей порядка 10% урожая ежегодно. То есть,  более 2 млн. тонн зерна!
— наблюдается ежегодное снижение площади посева хлопчатника. И это при том, что постоянно идет речь о необходимости диверсификации посевов и расширении поливных площадей;
— исследование импортной продукции для обеспечения пищевой безопасности осуществляется с охватом лишь 5,6% от её объема. При этом такие пищевые продукты как молоко и молочные изделия, яйца и яичная продукция, мед исследованиям не подвергались вообще;
— нормы, регламентирующие необходимое количество ветеринарных лабораторий в регионах, материально-технических и трудовых ресурсов для обеспечения полноты охвата и качества исследований, не разработаны.
По итогам госаудита Счетный комитет поручил Министерству сельского хозяйства принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, а также рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства.
Отдельные материалы контроля направлены в компетентные органы, которые примут решение о необходимости возбуждения дел об административных правонарушениях.